Поддерживать благотворительные фонды или социальные стартапы: какую стратегию выбрать?
На Форуме благотворителей и меценатов FCongress Russia прошли дебаты «Вложиться в социальный стартап или поддерживать проверенные благотворительные фонды?». Организатор дебатов — фонд «Навстречу переменам», который занимается поддержкой социальных стартапов.
Социальная сфера состоит из разных организаций — как больших НКО с историей и корпоративных фондов, так и из социальных предпринимателей и небольших некоммерческих организаций. В ситуации кризиса и ограниченных ресурсов наибольшую поддержку, как правило, получают устойчивые организации с доказанным социальным эффектом. Однако поддержка начинающих социальных проектов не менее важна, особенно в условиях возрастающего запроса на помощь и появления новых категорий благополучателей. Без таких проектов социальный сектор будет развиваться в разы медленнее.
Об этом говорили на дебатах «Вложиться в социальный стартап или поддерживать проверенные благотворительные фонды?». Встречу организовал фонд «Навстречу переменам», который помогает развивать проекты импакт-предпринимателей в сфере детства. Фонд является экспертом в отборе, оценке и верификации стартапов, в их «выращивании», обеспечении выживаемости и масштабируемости через программы поддержки в формате инкубаторов (которые могут длиться до трёх лет) и акселераторов. Фонд ежегодно проводит конкурс «Навстречу импакт-стартапам», в рамках которого участники получают возможность сопровождения менторов и экспертов, грантовой поддержки до 1,5 млн рублей.
Основные тезисы в рамках встречи:
● Социальный стартап — это инновационное решение проблемы, либо улучшенная методика её решения. Стартапы смотрят в сторону табуированных или «забытых» проблем, хорошо видят потребность аудитории, развивают инновационные технологии, которые позволяют улучшить оказание помощи и повысить качество жизни. В дальнейшем это может дать длительный социальный эффект и найти системное решение существующей проблемы.
● Несмотря на то, что крупные организации более устойчивые в кризис, социальные стартапы могут быть более гибкими — за 2022 год число социальных предпринимателей выросло на 27%.
● При этом главный мотив поддерживать устойчивые НКО — это доверие к ним и уверенность в результате. К тому же, поддержка начинающих проектов — это инвестиции, связанные с большим риском. По статистике только 2 из 5 стартапов начинают приносить прибыль через несколько лет, а 90% стартапов закрываются в первые 5 лет своего существования.
● Социальным стартапам трудно масштабировать свою идею — мало кто верит в них на самом старте проекта. Очень сложно найти поддержку и инвестора, который поверит в идею, оценит методологию и увидит потенциал. Но один из таких ресурсов для стартапов — это фонд «Навстречу переменам».
«Мы с 2012 года поддерживаем социальные стартапы. И был только один раз, когда мы отказались от этой идеи — 2020 год. Тогда мы вместе с партнёрами решили, что в такой трудный, кризисный момент будем поддерживать те организации, которые уже доказали свой социальный эффект. Оказалось, что все вокруг поддерживают устойчивые, зрелые организации. И в следующем году мы убедились, что если так и будет продолжаться, то развитие сферы остановится из-за отсутствия поддержки новых небольших организаций» — рассказала Татьяна Бурмистрова, соучредитель Фонда поддержки социальных инициатив в сфере детства «Навстречу переменам».
«Главная задача социальных стартапов — помочь как можно большему количеству людей с помощью инновационных технологий. При этом стартапы решают проблемы, которые до этого не решались. Если мы не будем их поддерживать — будут ли развиваться инновации, будет ли увеличиваться количество оказываемой помощи?» — подчеркнул Дмитрий Соломатов, управляющий инвестициями компании Baring Vostok.
«Стартапы работают в маленьких городах и посёлках, становятся устойчивыми, вкладывают средства в экономику и открывают новые рабочие места, в том числе инклюзивные. В любом кризисе возникают организации, в основе которых лежит решение той или иной социальной проблемы, которые потом могут стать гигантами. Именно поэтому обращать внимание на социальные стартапы и вкладываться в них так важно» — рассказала Ольга Миронова, руководитель направления по корпоративной социальной ответственности ОМК.
Так, участники пришли к выводу, что поддержка необходима как крупным устойчивым НКО, так и молодым небольшим проектам, поскольку достижение наилучшего социального эффекта возможно именно при активной работе обеих сторон. При этом участники дебатов подчеркнули, что стартапам необходима масштабная экосистема поддержки, включающая не только денежные ресурсы, но и длительное сопровождение, менторство. А большинство аудитории в финале встречи согласилось с необходимостью повсеместной поддержки социальных стартапов для развития социальных инициатив и устойчивого эффекта.
Видеозаписи сессий форума, проходившие в главном зале, доступны на YouTube канале.