Проблема
На сегодняшний день в РФ насчитывается более 1,15 млн. школьников и 517 тыс. дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), которые испытывают коммуникативные трудности (задержка речевого развития, ментальные нарушения, нарушения речи, расстройства аутистического спектра и др.). Только на территории г. Перми и Пермского края насчитывается свыше 30000 детей с ОВЗ, что делает задачу развития речи и коммуникации у этих детей важной и необходимой для их успешной социализации. Дети с ОВЗ нуждаются в постоянном сопровождении специалистов и родителей, которым в своей работе требуются качественные адаптированные методические и дидактические пособия по развитию речи и альтернативной коммуникации. Одним из путей формирования навыков речи, чтения, письма и коммуникации у детей с ОВЗ является глобальное чтение (ГЧ).
Решение
После участие в конкурсе Фонда «Навстречу переменам» проект был трансформирован и получил название Lingvateka.
Lingvateka — это сообщество специалистов, занимающихся разработкой, апробацией и внедрением методических и дидактических пособий по развитию речи и альтернативной коммуникации.
5. Сообществом Lingvateka разработана и выпущена авторская адаптированная трехэтапная технология формирования навыков глобального чтения у детей с ОВЗ и методическое сопровождение к каждому этапу:
- Добукварный период: серия из 12 развивающих игр «ЗаклАДКа»;
- Букварный период: методический комплект «Букварь-Глобал(букварь, тетрадь, планшет с пиктограммами, буквы, методические рекомендации);
- Послебукварный период: серия книг для чтения «Книги-Глобал» (фетровые, магнитные, панорамные и др.)
Сейчас Lingvateka выпускает более 40 игр, книг и пособий, которые имеют награды различного достоинства Национальной премии в области товаров и услуг для детей «Золотой медвежонок». Вся продукция компании включена в методический комплект «Комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Н.В. Нищевой.
За время проекта потребителями его продукции стали более 80 образовательных организаций, около 10000 детей, более 400 специалистов прошли курсы по технологии обучения детей глобальному чтению.