Skip to main content
07.10.2022

Школьный буллинг: как бороться


Каждый третий ребенок в России может быть вовлечен в процесс буллинга как агрессор, жертва или свидетель. От групповой травли не застрахован ни один школьник, но риск стать жертвой буллинга значительно выше у детей с визуальными отличиями во внешности.

Мальчиков и девочек с особенностями в развитии,  инвалидностью, алопецией, витилиго, кожными заболеваниями, шрамами и родимыми пятнами нередко дразнят и обижают, им придумывают обидные прозвища. Помимо издевательств ребята могут сталкиваться с социальным бойкотом, а в худшем случае с физическими конфликтами.

Социальный предприниматель, создатель общественного движения «Привет, это Я», основатель проекта «Непохожий» Лилия Кукушкина непонаслышке знает, с какими проблемами сталкивается ребенок, отличающийся от большинства ровесников. 

В четыре года у нее выпали волосы. Врачи диагностировали алопецию. Не только дети, но и взрослые оказались не готовы видеть девочку лысой. Малышке пришлось носить неестественный мохнатый парик, что вызывало еще больше вопросов у детей и  окружающих. Происходившее с ней в школе не сломило ее, а лишь закалило характер. К тому же она не привыкла копить обиды и с теплотой вспоминает о педагогах и школьных друзьях, сумевших разглядеть в ней сильную личность и отзывчивую верную подругу. 

К сожалению, далеко не все дети в состоянии справиться с буллингом. Школьная травля порой приводит к роковым непоправимым последствиям вплоть до суицида или «скулшутинга» (массовых убийств в учебных заведениях).

Сегодня Лилия Кукушкина занимается коммуникациями и адаптацией сервисов для людей с инвалидностью в крупном банке, а это почти 13 млн человек по всей стране. У нее есть семья, она воспитывает пятилетнюю дочку Полину и считает себя абсолютно счастливым человеком. А также пополнила ряды социальных предпринимателей страны.

«Цель нашего проекта «Непохожий» заключается в том, чтобы научить детей при знакомстве обращать внимание не на внешность человека, а на его характер и душевные качества. Мы объясняем ребятам, что люди бывают разные и непохожесть на других не делает их хуже. Вне зависимости от роста, веса, цвета волос и глаз, телосложения и состояния здоровья мы одинаково мечтаем о счастье, радуемся жизни, хотим дружить. И важно первые уроки толерантности и доброты получить именно в начальной школе», — говорит социальный предприниматель.

На занятии педагог знакомит ребят с анимационными героями, в которых есть отличия во внешности. Дети через интерактивные механики и упражнения осознают ценность себя и других. Учатся замечать схожесть в интересах, а не различия во внешности. У каждого нарисованного персонажа своя история. Кто-то передвигается на инвалидной коляске, у кого-то деформация лица. Но непохожесть не мешает им весело играть, делать трюки на скейте, заниматься творчеством и спортом. Также на уроке показывают ролик, в котором мультипликационные герои оживают и превращаются в самых настоящих детей, живущих рядом с нами. 

Проект «Непохожий» вызвал интерес у экспертов фонда «Навстречу переменам». Лилия Кукушкина стала полуфиналистом 2022 года. Сейчас обучается в программе «Преинкубатор», работая над созданием устойчивой бизнес-модели. 

 Уже сейчас автор урока провела несколько тренингов с педагогами, которые практикуют знания в своих школах.

«В нашем обществе отсутствуют партнерские отношения между учителем и родителем. Родители совершенно не знают, что происходит с их детьми в школах», — комментирует собеседница.

Социальный предприниматель рекомендует: взять за правило интересоваться не только оценками ребенка, но и его увлечениями; приглашать в гости одноклассников – отличный способ понять, как они общаются, какие между ними отношения; провести с детьми досуг, чаще беседовать с ними, строить планы на будущее. 

Ребенок, видящий в вас одновременно друга и родителя, обязательно расскажет вам о проблемах своевременно, когда ситуацию можно исправить. 

«В случаях со школьной травлей время всегда работает против нас, не упустите шанс защитить своих детей, надо быть внимательными к травле и от педагогов. Там, где у ребенка нет возможности «разрулить» конфликт самостоятельно, нужно включаться родителям, иначе у него будет кризис доверия и в дальнейшем», — говорит Лилия Кукушкина.  

Успех проекта «Непохожий» вдохновил Лилию на штурм новых высот. Она планирует разработать систему занятий, направленных на развитие терпимости среди школьников, материалы для родителей, инструменты отслеживания динамики благоприятного климата в классе. 

В идеале – в ближайшую пару лет выйти на федеральный уровень, запустить уроки  по стране в каждой школе, в результате чего у родителей появится возможность влиять на школьную среду, а дети будут чувствовать себя безопасно и разносторонне развиваться.

мы хотим, чтобы таких историй было больше, но для этого нам нужна ваша помощь