Социальное предпринимательство

ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Предпринимательство – инициативная самостоятельная деятельность человека, направленная на получение прибыли или личного дохода. Если предпринимательство приводит к смягчению или решению социальных проблем, то называется социальным.

Этот термин начал использовать в 1980-х годах основатель компании «Ашока» Билл Драйтон. Чтобы объяснить суть социального предпринимательства он использует метафору о рыбе и удочке: «Социальные предприниматели не довольствуются тем, чтобы просто дать человеку рыбу, или обучить ловле. Они не успокоятся до тех пор, пока не революционизируют саму рыбную отрасль»

От других видов благотворительности социальное предпринимательство отличается способом работы. Понятия предпринимательство и инновации здесь – центральные. Социальные предприниматели стремятся решать социальные проблемы новаторскими методами: изобретают или комбинируют социальные и экономические ресурсы так, чтобы создать самовоспроизводящийся и способный к расширению механизм предоставления социального блага.

Йозеф Шумпетер, родоначальник теории инноваций, определяет инновацию как «креативное разрушение». Согласно Шумпетеру, инновация сопровождается разрушением старой системы для последующей организации новой. Социальное предпринимательство это не просто инновация. Это социальная инновация: новые стратегии, концепции и идеи, которые удовлетворяют социальные потребности – от здравоохранения до развития сообществ, что приводит к расширению и упрочению гражданского общества. Таким образом, социальное предпринимательство модифицирует всю общественную систему.

Часто цитируемое определение социального предпринимательства принадлежит Грегори Дизу, директору Центра развития социального предпринимательства Университета Дюка США:

«Социальное предпринимательство соединяет в себе страсть к социальной миссии со свойственной бизнесу дисциплиной, инновацией и решительностью». По его мнению, социальное предпринимательство приобретает сегодня популярность, т.к. задевает за живое и отражает дух современности.

Итак, социальное предпринимательство – предпринимательская деятельность, направленная на решение и смягчение социальных проблем. Критерии социального предпринимательства:

  • социальное воздействие,
  • новаторство методов,
  • масштабируемость и тиражируемость,
  • предпринимательский подход, т.е. способность видеть провалы рынка, аккумулировать ресурсы, разрабатывать новые решения, которые позитивно и долгосрочно влияют на общество.

Фонд «Навстречу переменам» поддерживает социальных предпринимателей, решающих проблемы детства.


ПРИМЕРЫ СОЦИАЛЬНО-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТОВ