Skip to main content
31.03.2023

На равных


Фоторепортаж Бориса Алексеева

В Долгопрудном в минувшие выходные состоялись открытые инклюзивные уроки, организованные социальным предпринимателем, мастером спорта СССР по фигурному катанию Жанной Сорокой.

Занятия проходили сначала на льду, а затем — в зале. Уровень подготовки у спортсменов-любителей был разным: кто-то пришел впервые, а для кого-то фигурное катание или хоккей — привычное дело. На льду катались дети от четырех лет с различными диагнозами, они занимались вместе с волонтерами, специалистами и тренерами.

Открытые уроки поддержали журналисты и профессиональные спортсмены. 

Каждый с рождения имеет право на равные возможности — учиться, общаться, проживать яркую, насыщенную, активную социальную жизнь, но одним все дается легко, другие остаются изолированными…

Адаптивный спорт — отличный шанс раздвинуть границы и жить насыщенной жизнью. Именно он стирает границы и помогает объединять людей, несмотря на их различия. 

Главная идея инклюзии — не медали и титулы, а объединение людей с инвалидностью и без, расширение границ и возможностей для тех и других.

На равных

«Мастер-класс по хоккею провел профессиональный игрок Ян Кузнецов (мы знакомили читателей с его историей), что стало фишкой Дня открытых дверей. У участников осталось послевкусие удовлетворения от мероприятия, сопричастности, легкости. Все они ушли счастливыми», — поделилась инициатор спортивного события Жанна Сорока (подробно о социальном бизнесе Жанны мы писали на сайте).

— Жанна, инклюзия в спорте: что это и кому она нужна?

—  Инклюзия — это возможность для детей с особенностями начать жить жизнью, схожей с жизнью их обычных сверстников. Ко мне в Центр адаптивных видов спорта приводят детей с четырех лет с разными диагнозами — аутизмом, синдромом Дауна, ЗПРР, умственной отсталостью, сахарным диабетом, нарушением сенсорных анализаторов (нарушение слуха).

А для обычных людей без диагнозов — это развитие душевных качеств, внимания и доброты, формирование характера. 

— Как развивается инклюзивный спорт в России, странах СНГ?

— Вузы интересуются инклюзией, так как много студентов с инвалидностью, создаются команды по футболу для слабовидящих, есть команды по хоккею для ребят с ментальными особенностями. 

Накануне мастер-класса ко мне обратилась Мира Хайруллина из Российской федерации баскетбола. Она запустила инклюзивный проект «Тихий баскетбол», направленный на развитие массового баскетбола для людей с нарушением интеллекта, слуха или опорно-двигательного аппарата. Мы начали взаимодействовать.

Также я консультировала хоккеистов из Казахстана, где сейчас зарождается аналогичный проект. 

На равных

Наш центр в России закрывает сегмент малышей и школьников с четырех до 18 лет. Мы транслируем свою философию, когда дети приучаются к тому, чтобы они жили, играли вместе и относились друг к другу бережно. 

Адаптация занимает время. Добавляя новых особых детей в существующие мини-группы, мы даем больше времени на интеграцию, и инклюзия хорошо работает. Дети тянутся друг к другу, процесс обучения становится легче, качественнее, интереснее.

— Каких результатов могут добиться инклюзивные спортсмены?

— Почти все виды спорта доступны людям с особенностями в развитии, есть даже стендовая стрельба на колясках, спортсмены получают олимпийские титулы и звания мастеров и заслуженных мастеров спорта. 

К примеру, заслуженный мастер спорта России Елена Прокофьева стала чемпионкой Паралимпийских игр в Токио 2020 года по настольному теннису.

Но для людей важны не титулы и награды, а сам спорт как стиль жизнь, как вопрос самоидентификации, социализации, возможности общения, интеграции в обычную жизнь и трудоустройства. 

Волонтер проекта, профессиональный хоккеист Ян Кузнецов: «Встреча с ребятами произвела глубокое впечатление. Я не ожидал, что от участников будет такая ощутимая самоотдача. Было видно, что для них эти занятия действительно важны, они хотят развиваться, стремятся к общению, открыты. Также эта встреча мотивировала меня на собственный личностный рост.  

Думаю, что проект адаптивный спорт — это важный проект для страны и за ним будущее».

Юлия Ходаева, мама четырехлетней Ульяны, участницы проекта «Адаптивный спорт»: «Существует люди с серьезными проблемами со здоровьем, но это вовсе не значит, что эти люди плохие. Деток с особенностями в развитии становится все больше, они часть нашего общества, и отодвигать их, отделяя от остальных, на мой взгляд, неправильно. 

Поэтому мне хочется научить свою маленькую дочку Ульяну не причинять боль другим, даже если этот другой «не такой», как ты. Я хочу, чтобы дочка научилась в проекте поддерживать и помогать людям».

На равных

Как помочь Центру и детям с ОВЗ:

  • Изменить личное отношение.  Начните с себя, поделитесь этой статьей с другими — и мир будет постепенно становиться лучше.
  • Стать ближе. Вы можете стать партнером центра. Вы можете записаться в волонтеры, проводить занятия в качестве тьютора совместно с опытным специалистом.
  • Стать болельщиком. Центр организует инклюзивные события в Москве. Приходите болеть за спортсменов.

Жанна Сорока, генеральный директор центра INLIFE и мастер спорта СССР по фигурному катанию на коньках, эксперт по адаптивным видам спорта.

С 2019 года центр обучает детей и подростков с инвалидностью: адаптивное фигурное катание, адаптивный хоккей и ОФП, адаптивный волейбол.

Жанна Сорока стала финалисткой Всероссийского конкурса для социальных предпринимателей фонда «Навстречу переменам» в 2021 году и участницей программы профессионального развития «Инкубатор» в 2022-м.

В феврале 2023 года благотворительный фонд Владимира Потанина в рамках конкурса профессионального развития для сотрудников НКО в сфере социального спорта также поддержал центр INLIFE.

В марте этого года центр стал новым подписантом национального инклюзивного договора проекта «Открыто для всех. Сообщество инклюзивного бизнеса» Агентства стратегических инициатив.

мы хотим, чтобы таких историй было больше, но для этого нам нужна ваша помощь