В Долгопрудном в минувшие выходные состоялись открытые инклюзивные уроки, организованные социальным предпринимателем, мастером спорта СССР по фигурному катанию Жанной Сорокой.
Занятия проходили сначала на льду, а затем — в зале. Уровень подготовки у спортсменов-любителей был разным: кто-то пришел впервые, а для кого-то фигурное катание или хоккей — привычное дело. На льду катались дети от четырех лет с различными диагнозами, они занимались вместе с волонтерами, специалистами и тренерами.
Открытые уроки поддержали журналисты и профессиональные спортсмены.
Каждый с рождения имеет право на равные возможности — учиться, общаться, проживать яркую, насыщенную, активную социальную жизнь, но одним все дается легко, другие остаются изолированными…
Адаптивный спорт — отличный шанс раздвинуть границы и жить насыщенной жизнью. Именно он стирает границы и помогает объединять людей, несмотря на их различия.
Главная идея инклюзии — не медали и титулы, а объединение людей с инвалидностью и без, расширение границ и возможностей для тех и других.
«Мастер-класс по хоккею провел профессиональный игрок Ян Кузнецов (мы знакомили читателей с его историей), что стало фишкой Дня открытых дверей. У участников осталось послевкусие удовлетворения от мероприятия, сопричастности, легкости. Все они ушли счастливыми», — поделилась инициатор спортивного события Жанна Сорока (подробно о социальном бизнесе Жанны мы писали на сайте).
— Жанна, инклюзия в спорте: что это и кому она нужна?
— Инклюзия — это возможность для детей с особенностями начать жить жизнью, схожей с жизнью их обычных сверстников. Ко мне в Центр адаптивных видов спорта приводят детей с четырех лет с разными диагнозами — аутизмом, синдромом Дауна, ЗПРР, умственной отсталостью, сахарным диабетом, нарушением сенсорных анализаторов (нарушение слуха).
А для обычных людей без диагнозов — это развитие душевных качеств, внимания и доброты, формирование характера.
— Как развивается инклюзивный спорт в России, странах СНГ?
— Вузы интересуются инклюзией, так как много студентов с инвалидностью, создаются команды по футболу для слабовидящих, есть команды по хоккею для ребят с ментальными особенностями.
Накануне мастер-класса ко мне обратилась Мира Хайруллина из Российской федерации баскетбола. Она запустила инклюзивный проект «Тихий баскетбол», направленный на развитие массового баскетбола для людей с нарушением интеллекта, слуха или опорно-двигательного аппарата. Мы начали взаимодействовать.
Также я консультировала хоккеистов из Казахстана, где сейчас зарождается аналогичный проект.
Наш центр в России закрывает сегмент малышей и школьников с четырех до 18 лет. Мы транслируем свою философию, когда дети приучаются к тому, чтобы они жили, играли вместе и относились друг к другу бережно.
Адаптация занимает время. Добавляя новых особых детей в существующие мини-группы, мы даем больше времени на интеграцию, и инклюзия хорошо работает. Дети тянутся друг к другу, процесс обучения становится легче, качественнее, интереснее.
— Каких результатов могут добиться инклюзивные спортсмены?
— Почти все виды спорта доступны людям с особенностями в развитии, есть даже стендовая стрельба на колясках, спортсмены получают олимпийские титулы и звания мастеров и заслуженных мастеров спорта.
К примеру, заслуженный мастер спорта России Елена Прокофьева стала чемпионкой Паралимпийских игр в Токио 2020 года по настольному теннису.
Но для людей важны не титулы и награды, а сам спорт как стиль жизнь, как вопрос самоидентификации, социализации, возможности общения, интеграции в обычную жизнь и трудоустройства.
Волонтер проекта, профессиональный хоккеист Ян Кузнецов: «Встреча с ребятами произвела глубокое впечатление. Я не ожидал, что от участников будет такая ощутимая самоотдача. Было видно, что для них эти занятия действительно важны, они хотят развиваться, стремятся к общению, открыты. Также эта встреча мотивировала меня на собственный личностный рост.
Думаю, что проект адаптивный спорт — это важный проект для страны и за ним будущее».
Юлия Ходаева, мама четырехлетней Ульяны, участницы проекта «Адаптивный спорт»: «Существует люди с серьезными проблемами со здоровьем, но это вовсе не значит, что эти люди плохие. Деток с особенностями в развитии становится все больше, они часть нашего общества, и отодвигать их, отделяя от остальных, на мой взгляд, неправильно.
Поэтому мне хочется научить свою маленькую дочку Ульяну не причинять боль другим, даже если этот другой «не такой», как ты. Я хочу, чтобы дочка научилась в проекте поддерживать и помогать людям».
Как помочь Центру и детям с ОВЗ:
- Изменить личное отношение. Начните с себя, поделитесь этой статьей с другими — и мир будет постепенно становиться лучше.
- Стать ближе. Вы можете стать партнером центра. Вы можете записаться в волонтеры, проводить занятия в качестве тьютора совместно с опытным специалистом.
- Стать болельщиком. Центр организует инклюзивные события в Москве. Приходите болеть за спортсменов.
Жанна Сорока, генеральный директор центра INLIFE и мастер спорта СССР по фигурному катанию на коньках, эксперт по адаптивным видам спорта.
С 2019 года центр обучает детей и подростков с инвалидностью: адаптивное фигурное катание, адаптивный хоккей и ОФП, адаптивный волейбол.
Жанна Сорока стала финалисткой Всероссийского конкурса для социальных предпринимателей фонда «Навстречу переменам» в 2021 году и участницей программы профессионального развития «Инкубатор» в 2022-м.
В феврале 2023 года благотворительный фонд Владимира Потанина в рамках конкурса профессионального развития для сотрудников НКО в сфере социального спорта также поддержал центр INLIFE.
В марте этого года центр стал новым подписантом национального инклюзивного договора проекта «Открыто для всех. Сообщество инклюзивного бизнеса» Агентства стратегических инициатив.